Купив цифровую камеру, всякий жизнерадостный индивид тут же принимается снимать все вокруг, но у большинства это увлечение быстро проходит, а камера помещается на полку и извлекается оттуда лишь накануне отпуска, командировки или семейного торжества. Однако, справедливое мнение фанатов фотографии гласит, что сюжеты есть везде, и их только надо уметь увидеть и снять. Существует методика, позволяющая в самом прямом смысле взглянуть на вещи по-новому! Предлагаем ее вашему благосклонному вниманию.

Немного истории

Создание стереоизображений началось еще в старой Англии, при королеве Виктории. Уже тогда люди поняли, что каждый глаз человека видит окружающий мир чуть по-своему, а мозг обрабатывает увиденное обоими глазами и сливает два вида в один - объемный. Отсюда и возникла идея показывать каждому глазу свою картинку, так, чтобы мозг, обманувшись, составил два образа одного предмета, изображенных в различных ракурсах, а на плоском листе возникла бы объемная панорама. Так получается стереоизображение, искусственно созданное человеком.

Никакой магии! Но, даже зная о происхождении стереоизображений, мы не перестаем удивляться и восхищаться объемными изображениями на плоском листе бумаги или на экране монитора. Сейчас технология усовершенствовалась, так что каждый может полюбоваться на стереоизображения, купив книжку «волшебных картинок» с прилагающимися к ней очками с разноцветными линзами. Красный светофильтр отфильтровывает изображение для левого глаза, бирюзовый - для правого, и картинки обретают объем.

Но еще интереснее получить собственные объемные снимки! На самом деле, все гениальное - просто. Чтобы создать стереоэффект, необходимо владеть лишь тремя качествами: смекалкой, трудолюбием и усидчивостью. Смекалка нужна для того, чтобы догадаться, как обмануть собственное зрение, трудолюбие - для создания необходимых условий съемки и, наконец, усидчивость - для подготовки получившейся стереопары к «слиянию». Ничего сверхъестественного, не правда ли?

Смекалка

Итак, хотя бы минимум теории необходима, в противном случае практика потеряет творческое начало и приобретет специфический вкус автоматизма, когда мы сами не понимаем, зачем и почему совершается какое-то действие.

Так почему же мы способны видеть предметы объемными? Расстояние между глазами человека в среднем составляет 6,5 см (где-то от 6 до 7). Таким образом, если один глаз видит объект чуть с левой стороны, то другой глаз охватывает его же чуть справа. Изображения сливаются, и мы ощущаем форму объекта. Отсюда, кстати говоря, можно сделать несложный вывод о том, что, например, курица предметы видит плоскими. Ее глаза расположены по бокам головы, и смотреть прямо вперед она не может, а, значит, живет, бедолага, в двумерном мире. Можно возразить, что и человек не всегда смотрит двумя глазами, тем не менее, ощущение объема, как правило, остается. Ответ прост — человеческий мозг в течение всей жизни сохраняет информацию о форме и взаимном расположении объектов, и «додумывает» объем, когда визуальной информации не хватает.

Когда мы составляем искусственное стереоизображение, остается вопрос, как разделить картинки, предназначенные для разных глаз, так чтобы избежать «подглядывания»? В стародавние времена для этих целей использовали специальные аппараты, что-то вроде бинокля, где вместо увеличительных линз в каждой трубке помещалась картинка для каждого глаза. Времена менялись и люди придумывали более удобные методы. В настоящее время, самый распространенный из них — просмотр анаглифов («anaglyphos» – по-гречески значит «рельефный», «объемный») с помощью специальных очков. Изображение-анаглиф состоит из трех слоев: основного, то есть подходящего для обоих глаз, и слоев для левого и правого глаза. При этом левый слой закрашивается одним цветом, скажем, малиновым, а правый — цветом негатива, то есть бирюзовым. Стекла стереочков делаются разного цвета и мы видим двумя глазами основную фоновую картинку и, вдобавок, каждый глаз получает дополнительную, отфильтрованную персонально для него порцию «объемной» информации.

Трудолюбие

Фотографировать стереопару можно несколькими способами. Первый из них — съемка двумя фотокамерами. Их необходимо закрепить рядом на штативе, так чтобы расстояние между объективами составило 6,5 см. Обе камеры надо навести строго на объект съемки. Полезно для такой съемки изготовить крепежную доску, разметив на ней центр и позиции камер. Стоит упомянуть, что для съемки удобнее пользоваться камерами с пультами дистанционного управления: так мы сможем сделать одновременно оба снимка — и правый, и левый. Получающаяся при такой съемке стереопара будет абсолютным аналогом реального изображения: мы снимаем обе картинки в один и тот же момент. Стоит упомянуть, что движущиеся объекты, например, животных, можно «стереографировать» только этим способом.

Второй метод более простой и дешевый. Достаточно будет одной камеры. Устанавливаем ее на доске у левой отметки, фотографируем, переносим камеру строго параллельно к правой отметке. Снова делаем снимок. Теперь, можно соединить картинки в анаглиф. Но чтобы увидеть объемное изображение придется слегка расфокусировать свои глаза и посмотреть не на картинку, а как бы сквозь нее. Эта особенность обусловлена тем, что наши глаза могут вращаться в орбитах и привыкли смотреть в центр видимой картинки. А мы снимали стереопару, перенося камеру строго параллельно. Отсюда…

Третий метод. Полностью обмануть собственное зрение достаточно просто: нужно искусственно задать угол поворота камеры, имитируя направление взгляда каждого глаза. Полезно для такого упражнения начертить схему. Ведь, чем точнее будет повернута камера, тем лучше будет совпадать угол поворота объектива и глаза, а, значит, увидеть стереоизображение будет гораздо легче. 

Фотографировать объект нужно с двух точек чем дальше объект от камеры, тем меньше будет угол поворота объектива. А, соответственно, попутно можно сделать жизненный вывод, что чем дальше от нас находится объект, тем более плоским он выглядит!

© martin-house-co

Сделать бесплатный сайт с uCoz